Природа права залогодержателя взыскать исполнение по заложенному требованию применительно к п. 3 ст. 358.6 ГК
- 1. Постановка проблемы
- 2. Теоретические подходы к объяснению ius exigendi
- 2.1. Объяснение права залогодержателя через сообщение ему правообладания на соответствующее требование (lex commissoria)
- 2.1.1. Цессионные теории
- 2.1.2. Теория секундарного права залогодержателя
- 2.1.3. Теория сингулярного правопреемства
- 2.1.4. Теория поручительства
- 2.2. Объяснение права залогодержателя через теорию прав на права
- 2.3. Объяснение права залогодержателя через формирование множественности на стороне кредитора в обязательстве с должником
- 2.4. Объяснение права залогодержателя через институт законного представительства
- 3. Позиция отечественной практики
- 4. Выводы
В работе проводится анализ теоретических подходов и отечественной судебной практики по вопросу права залогодержателя обязательственных прав требования взыскать исполнение с должника залогодателя в случае просрочки по основному долгу. Данная проблема не является новой для цивилистики, однако в отечественной доктрине и практике не сложилось единообразного представления о природе рассматриваемого права залогодержателя. Авторами отмечается, что наиболее приемлемым объяснением природы ius exigendi является совмещение теории прав на права с институтом законного представительства, применяемым в Германии. Так, залогодержатель получает особое правомочие в отношении заложенного требования, а в случае просрочки залогодателя автоматически становится представителем последнего, наделяется полномочием истребовать исполнение по заложенному требованию. При этом право собственности на предмет исполнения возникает на стороне залогодателя, у залогодержателя в силу принципа замещения появляется право залога в отношении предмета исполнения. Подобное представительство носит замещающий характер: возможность представляемого требовать исполнения от должника при просрочке блокируется, соответствующее полномочие возникает у залогодержателя. Исполнение обязательства в адрес залогодателя будет считаться ненадлежащим. Указанные механизмы позволяют в необходимой степени обеспечить защиту интересов залогодержателя, сохранность его приоритетного удовлетворения при банкротстве залогодателя.