Новые горизонты для косвенных исков участников корпорации
- 1. Возможность косвенного иска о признании недействительными ряда сделок как единой прикрываемой сделки
- 2. Тезисы в защиту обозначенного подхода
- 3. Примечания к последующему развитию практики по признанию недействительными ряда сделок как единой прикрываемой сделки
- 4. Сравнение указанного иска с недоступной участникам общества косвенной виндикацией
- 5. Возможность косвенной кондикции
- 6. De lege ferenda: неоткрытые горизонты, или надзорный косвенный иск о возмещении убытков
- Выводы
Каждый законодатель, внедряя косвенный иск в свой правопорядок, вынужден находить баланс между интересами участников (зачастую – миноритариев) и интересами корпорации. Ведь не только компания может ущемлять права участников, но и участники могут, злоупотребляя своими правами, вынуждать компанию претерпевать убытки.
Модель косвенного иска, избранная российским законодателем, предлагает нам соблюдение такого баланса за счёт ограничения перечня требований, которые могут предъявляться участником. Указанный подход – встречающийся, к слову, и в некоторых других европейских юрисдикциях на континенте, – в ряде практических ситуаций оказывается не слишком удачным и справедливым.
В то же время анализ судебной практики, который приводится в настоящей работе, позволяет делать некоторые выводы об исправлении российским правоприменителем «перегибов», порождённых нормами корпоративного законодательства о косвенном иске. Уже сейчас можно «набросать» очертания спектра правовых средств (во многом фикционного характера), которые могут быть использованы на практике – в условиях ограниченности формально определённого перечня требований, доступных участнику.
В работе также приводится ряд доводов pro et contra использования нового правового инструментария и выдвигаются тезисы в поддержку последующего расширения института косвенного иска в России.