Иски об истребовании акций
В настоящее время акции – неотъемлемый элемент гражданского оборота. В связи с внедрением в ст. 142 ГК РФ легального определения бездокументарных ценных бумаг как обязательственных и иных прав был положен конец длительным и бурным дискуссиям относительно правовой природы бездокументарных ценных бумаг. Несмотря на это, в практике до сих пор остаются вопросы, вызванные спецификой рассматриваемых объектов, отличающей их от обычных вещей.
Проблема правовой природы исков об истребовании акций приобрела особую остроту: в 2013 году в ГК появилась ст. 149.3, внедрившая новый (или адаптированный под специфику объекта – старый?) способ защиты прав на акции. Вопросы начинаются с дискуссий о виндикационной природе иска об истребовании, продолжаются спецификой определения сторон по делу, определением воли собственника на отчуждение, идентификацией акций и заканчиваются особенностями требования в банкротстве.
Например, по одному из дел стороны заключили договор купли-продажи акций с условием об отсрочке уплаты. Истец акции передал, однако ответчик оплату по договору не внёс, но произвёл отчуждение акций третьим лицам. Суд отказал в удовлетворении требования по ст. 149.3 ГК, указав буквально следующее: «Правомерность списания акций со счёта истца, принятая судами в качестве достаточного обстоятельства для отказа в иске, не влияет на результат рассмотрения спора при недобросовестности ответчиков».
Автор подробно исследует проблематику исков об истребовании, останавливаясь на всех указанных вопросах, иллюстрируя рассуждения примерами из судебной практики.